Современный мультфильм и культура поведения детей

Ребенок перед телевизором топчет ногами книги
Мультфильм транслирует культуру поведения детей.Иллюстрация Елизаветы Заяц

Мультфильмы прошлого века, в особенности советские, представляли собой экранизацию народных и авторских сказок. Музыкальным оформлением  таких картин  в большинстве случаях являлась классическая музыка знаменитых композиторов.

Современные мультфильмы, конечно, имеют мало общего со сказками. Часто они негативно влияют на формирование у детей музыкального вкуса и эстетического восприятия. Ведь  музыкальным сопровождением в них выступают зарубежные и российские песни (к тому же не в лучшей обработке). Да, и сама картина искажает  истинное представление о явлениях окружающего мира. Часто представлены герои, которых на самом деле не существует (КотоПёс, Губка Боб Квадратные Штаны ). Да, и к тому же, цели  у таких мультфильмов не всегда воспитательные.

Например, такие мультфильмы как «Маша и медведь», «Игорь», «Барбоскины» пропагандируют современному поколению, что круто быть избалованным, эгоистичным, ленивым  ребенком.

Большинство учёных в области педагогики и психологи подвергают критике современные мультфильмы. Ещё А. Бандура, проводя исследования в 60-х годах ХХ века, доказал, что сцены насилия, жестокости, увиденные детьми по телевизору, пробуждают агрессивность и формируют негативные черты характера.Известный психолог Д.В. Ольшанский отмечал, что влияние мультфильма на дошкольника объясняется действием таких психологических механизмов, как заражение, внушение и подражание. Заражение – герои мультфильмов выступают как носители определенного эмоционального состояния или поведения. Внушение – герои мультфильмов формируют стереотипы поведения и разрешения различных ситуаций. Подражание – дошкольники подражают поведению героев и используют способы разрешения ситуаций, демонстрируемые в мультфильмах.

Причём ребёнком такой тип поведения воспринимается как правильный и естественный.

Исследователи И.Я. Медведева, Д.В. Андрющенко и Н.Е. Маркова  указали ,что современные мультфильмы ,по большей части, транслируют агрессивность главных героев, жестокость, стремление нанести вред окружающим. Но делается  это в «очень забавной «форме. И ребенок попросту не принимает это за негативные признаки, а наоборот стремится скопировать  поведение полюбившихся ему героев. Что сформируют такие герои в психике детей?  Агрессию, безжалостность, жестокость, неприязнь к учебной деятельности, стремление к безнаказанности плохих поступков и т.д.

Часто в современных мультсериалах демонстрируются нестандартные формы полоролевого поведения( «Клуб ВИНКС»), опасные для здоровья и жизни  поступки ; безнаказанное неуважительное отношение к близким людям, к старшим, к животным и растениям ( ” Маша и медведь”);   негативные речевые формы поведения, речевая агрессия, жаргонизмы.  В результате, у ребенка складывается представление о том, что данная форма поведения допустима в современном обществе.

Разрушителями существующих эталонов красоты в сознании ребенка является   демонстрация уродливых и непропорциональных героев. (« Губка Боб Квадратные Штаны»,  «КотоПес», «Свинка Пеппа» и т.д)

«КотоПёс» рассказывает о забавных невзгодах уникального создания с двумя головами на разных концах туловища. КотоПес — это странный гибрид кошки и собаки, живущий в абсурдном, загадочном мире.

«Синка Пеппа» – британский мультсериал, состоящий из серий по 5 минут. –  Главные герои сериала: Свинка Пеппа, её младший брат Джордж, мама Свинка и папа Свин. Постоянными персонажами являются бабушка и дедушка, а также друзья Пеппы, Джорджа и их родители.  

Негативные стороны этого  мультфильма:

-Формирование отрицательных моделей поведения

-Дискредитация образа отца

-Воспитание избалованных и некультурных детей

-Программирование на постоянный «глупый» смех

-Привитие «дурного вкуса» детям

В детских садах необходимо систематически проводить работу с родителями, где следует заострить внимание на пользу и вред современных мультфильмов. Вместе с тем, следует отметить, что есть и хорошие, достойные мультфильмы. Например, мультфильм «Птичка Тари» 1976 года воспитывает в ребенке желание придти на помощь, не быть безразличным к окружающим. «Золушка» 1979 года демонстрирует ребенку дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность. Большинство советских мультфильмов демонстрируют эталоны поведения.

Из современных мультфильмов, несущих в себе воспитательный потенциал, следует отметить «Приключение Лунтика и его друзей» (Россия, 2006 год), где демонстрируется умение дружить, альтруизм, уважение и любовь к ближним, взаимопомощь, взаимовыручка, «В поисках Немо» (2003 США, Австралия) – любовь к родителям и детям, ценность семьи. Также популярен мультфильм «Фиксики». Он  не только дает детям знания об окружающем их мире, отвечает на детские вопросы, но и транслирует взаимопомощь, дружбу, преданность, а также образ крепкой дружной семьи.

Таким образом, существуют множество современных мультфильмов, которые несут  как положительный эффект для поведения  дошкольников, так и  отрицательный. Родителям необходимо подходить к выбору мультфильма осторожно. Необходим критический анализ  перед тем, как предложить своему ребенку, что – либо посмотреть. Тогда современные мультфильмы будут не только развлечением для детей, но и  станут хорошим средством для развития у них  многих способностей.

Использованная литература:

  1. Корешкова М. Н., Королева М. В., Кузовлева О. А. Влияние современных мультфильмов на культуру поведения дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 179-182. — URL https://moluch.ru/archive/80/13872/ (дата обращения: 06.12.2018).Корешкова М. Н., Королева М. В.

2 мыслей о “Современный мультфильм и культура поведения детей”

  1. Ирина

    Да,согласна с Вами.В последнее время действительно очень мало выходит хороших мультфильмов…Лучшее было создано в советское время…

    1. Анастасия Киселевич

      Спасибо за отзыв.Однако не стоит все хорошее относить к советскому времени.И там есть свои особенности.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *