Как правильно выбрать мультфильм для ребенка?

Для того, чтобы  мультфильмы  смогли  реализовать ваши намеченные цели для  развития различных сторон психики вашего   ребенка необходимо научиться грамотно подходить к их отбору. Существует несколько критериев отбора мультфильмов. Предлагаю с ними ознакомиться.

Существует список критериев отбора мультипликационных фильмов

   Возрастная адресация

Для каждого возраста свои мультфильмы

Как уже говорилось ранее,детям до  двух лет смотреть мультфильмы не рекомендуется.
! С  какого возраста детям можно смотреть мультфильмы?

Это связано с незрелостью психики, органа зрения и неустойчивостью  внимания. У детей данного возраста ведущий вид деятельности – предметная. Им необходимо познавать предметный мир и развиваться с помощью игр со взрослым.

   Этический аспект

Мультфильм, как и всякое художественное произведение, оказывает существенное влияние на этическое развитие ребенка. В этическом развитии  выделяются  две основные линии – мораль и нравственность. Необходимо следить за тем, чтобы в нем присутствовали два этих понятия.   Герои  мультфильмов  часто становятся образцом, носителями моральных эталонов  – как положительных, так и отрицательных. Учитывать признаки вредных мультфильмов также желательно, чтобы избежать негативных результатов.

Герои  ленты  могут стать для ребенка воплощением доброты, смелости, щедрости, отзывчивости и других ценных человеческих качеств.

Важно наличие морали и нравственности в сюжете мультфильма

При этом необходимо наличие и отрицательных героев. Ведь для детей (особенно дошкольного возраста) важна конкретика и четкость моральных оценок. Необходимо объяснять  детям, почему этот  герой отрицательный, а этот добрый….Что их отличает? Кратко говоря, всё должно быть на своих местах. (Например, Это плохой герой, потому что…он противостоит доброте – обижает, жадничает и  т.д).

Важнейшей  этической характеристикой  мультфильма искусства мультипликации и является его потенциальная способность вызывать у маленького зрителя чувство сопереживания, причастности к происходящему на экране. Очевидно, что необходимое требование к этическому аспекту мультфильмов для детской аудитории  –  сцен насилия, жестокости, разврата, унижения личности и пр.[1].

 Познавательный аспект

Мультфильм должен стать для ребенка еще одним способом познания мира.

Важно наличие простого и понятного для определенного возраста  сюжета, знакомая тематика и персонажи. Ход мультфильма должен быть логичен: иметь завязку, кульминацию  и развязку.

Нужно  учитывать также временную  последовательность событий: Ребенок должен видеть и узнавать в содержании фильма что- то свое, субъективное.

 

Мультфильм также является источником познания

Конечно, содержание мультфильма может выходить за пределы личного опыта ребенка, но очень важно, чтобы оно соответствовало его жизненному опыту и помогало понять себя, свои желания и эмоции. Только в этом случае он будет вовлечен в содержание фильма, принимать и понимать его.                                                              

Эмоциональный аспект

Мультфильмы вызывают различные эмоции

Мультфильм должен   оказывать воздействие на развитие эмоциональной сферы ребенка. Это будет  происходит это за счет   правильно подобранного цветового решения картины,  мимики и речи персонажей ,музыкального сопровождения.  Эмоциональный аспект  несет в себе глубину и сложность переживаний во время просмотра (и после него), их разнообразие. Чем младше дети, тем более простые и однозначные эмоции они воспринимают. Предпочтительными для маленьких детей являются произведения, несущие светлые, позитивные эмоции, вселяющие оптимизм и уверенность в себе.

 Модели поведения персонажей

Прежде всего,  персонаж должен быть узнаваем для ребенка и психологически близок к нему. Часто ребенок не может понять, кто же является героем мультфильма .Особенно, если мультфильм современный. Это  человек, животное, существо непонятного происхождения, летучий корабль или инопланетянин? В таком неузнаваемым и неопознанным персонаже ребенок вряд ли может узнать  себя.

Ниже приведены особенности  поведения и образы  героев  мультфильмов для каждого возраста:

  • Дети 3-5 лет (. Герои — дети или детеныши сказочных животных, (возможны антро поморфные предметы), активно действующие, задающие образцы простых правил. Образ героя макси мально выразителен. Его мотивация ясна и понятна. «Три поросенка»; «Паровозик из Ромашково»; «Грибок- теремок и другие сказки Сутеева»; «Как львенок и Черепаха пели песенку»; «Лягушонок ищет папу»; «Умка»; «Умка ищет друга»; «По дороге с облаками» и др.)
  • Дети 5-7 лет (модели поведения персонажей: герой связан с другими персонажами. Персонажи демонстрируют раз личные варианты взаимодействия с партнером и разрешения конфликтов. Главный герой воплощает наиболее эффективные и конструктивные способы разрешения конфликтов.  Мультфильмы : «38 попугаев», «Варежка», «Каникулы в Простоквашино», «Малыш и Карл сон», «Умная собачка Соня», «Про домовенка Кузю», «Петсон и Финдус», «ВинниПух», «Приключения Буратино» и многие другие.)
  • Подростки 10-15 лет (герой — персонифицированный идеал с особыми талантами и способностями. Сложные трансформации персонажа на протяжении фильма, действия героев в разных, меняющихся мирах – волшебных, фантастических, реальных.  В качестве примеров мультфильмов, адекватных до школьному возрасту, можно привести следующие: «Девочка, покорившая время», «Старик и море», «Шепот сердца», «Адажио», «Конфликт», «Моя любовь»,  «Бумажный роман», «Ветер крепчает» и другие).[1]

          Использованная литература:

  1. Психолого педагогическая экспертиза мультфильмов для детей и подростков Е.О. Смирнова* ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, smirneo@mail.ru М.В. Соколова** ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, sokolovamw@mail.ru

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *