Анализ мультфильма “Смешарики”

Наверное,   мультсериал “Смешарики”  знают практически все взрослые и дети. Он  создан в рамках образовательного проекта «Мир без насилия» и производится при поддержке Министерства Культуры РФ. Первая серия этой картины вышла на экраны 17 мая 2004 года. Сериал показывает жизнь Смешариков  полную приключений и различных ситуаций. Это  разумные шарообразные существа, которые имеют большое сходство с животными.  Они живут в Стране Смешариков  (точное место-Ромашковая долина, отделённая  от Большого Мира морем, пустыней, лесом и горами).

Основные герои мультфильма это:

  • дети: Крош, Ёжик, Биби, Панди и подростки: Нюша, Бараш
  • взрослые: Пин, Лосяш, Копатыч
  • старики:Кар-Карыч, Совунья

У них всё, как и у людей: взрослые заняты работой и насущными делами, а детки играют и развлекаются.

Основной сериал содержит 209 серий, среди которых имеются как чисто развлекательные, так и раскрывающие серьёзные и даже философские темы. Продолжительность серий от 6 минут 30 секунд (включая заставку и титры)

Теперь хотелось бы рассмотреть этот мультсериал с позиции   положительного и отрицательного влияния.

Положительные стороны мультфильма

  • Отсутствуют сцены насилия. Нет отрицательных персонажей
  • Яркое, красочное оформление, что, безусловно, привлекает детей.
  • В сериях присутствуют поучительные и трогательные моменты (что положительно сказывается на развитии эмоциональной сферы у детей) «Коллекция», «Телеграф» и другие.
  • Происходит раскрытие разных познавательных тем («Двигатель прогресса», «Исправительное питание», «Зебры в городе» и т.д.)
  • Делаются выводы о последствиях чрезмерного пользования современными технологиями(Серия «Телеграф»)
  • Во многих эпизодах герои демонстрируют умение дорожить дружбой, показывают, что нужно выручать друг друга. Становятся примером тех, кто творит добрые дела, выручает в трудной ситуации, любит трудиться, но и умеет мечтать и верит в чудо. Это всё  является  необходимым для правильного формирования личности ребенка.

     Отрицательные стороны

  • Герои не извлекают урок из прошедших событий.Отсутствуют образы взрослых, которые могли бы  нести воспитательную функцию.

В серии  «Экономия времени» Бараш перестал чистить зубы, чтобы экономить время для занятия творчеством. Эта экономия закончилась зубной болью и посещением стоматолога-Совуньи. Но вместо того, чтобы извлечь урок, Бараш радуется тому, что экономит время, пропуская ужин.

  • Самодозволенность и отсутствие контроля со стороны взрослых. В мультфильме герои часто выходят из дома по ночам (“Бойкот”) , поедают большое количество конфет ( “Сладкая жизнь”, “Горы и конфеты”) и т.д.  Не думаю, что детям будет полезно впитывать такой пример.
  • Открываются темы, неуместные для презентации детям

Совунья занимается гаданием

Карыч связан с гипнозом

Лосяш увлекается астрологией и приметами

Бараш ищет «смысл жизни», и Карыч рассказывает ему о так называемой «Кузинатре».

Крош «доказал» что Земля плоская (серия «Край Земли»)

  • Присутствуют слова, не соответствующие детскому возрасту

В одной из серий присутствует песня «Он у меня внутри живет». На мой взгляд, слова, содержащиеся в ней,  явно не подходят для обогащения словаря. Разве, что жаргонного… Но детям, рановато. В ней содержатся эвфемизмы и жаргонные слова «баламут, обормот, балбес», «кружится башка. «Мне говорят, что я балбес
Что я вчера с берёзы слез…» или
«Он удивительный хитрец
Он баламут и обормот.
Он всё творит исподтишка
Да так, что кружится башка
Он баламут и обормот
Он на “слабо” меня берёт.»

Кому понравится, если его ребенок начнет напевать такие слова? А может еще переключится на более взрослые песни…?

  • Транслируются различные зависимости. Не объясняются их последствия

Серия «Запретный плод»-  зависимость от «непонятного» вещества Лосяш из любопытства попробовал сок «жамалистового дерева» и приобрел зависимость.

Серия « Большой куш» – игровая зависимость. Смешарики проиграли всё, что у них было, в игре на автомате, изобретённом Пином.

Серия «Это сладкое слово «мёд» заисимость от сладкого. Копатыч зависим от мёда.

Серия «Игра» – компьютерная зависимость Лосяш постоянно играет в компьютерные игры, и это никак не осуждается. В  этой серии он настолько увлекся, что потерял связь с реальностью.

  • Присутствуют детские ругательства

Конечно, герои ругаются не взрослыми выражениями…Но всё же приучить ребенка использовать слова-паразиты и эвфемизмы для выражения своих чувств –  это значит допустить, что со временем он перейдет на более крепкие выражения.

  • Ёлки-иголки (Крош)
  • Укуси меня, пчела (Копатыч)
  • Компрессия (Пин. Кроме того, Пин часто использует выражения на немецком языке)
  • Дурочка из переулочка (Нюша)
  • Дурак, дурочка, безмозглый, паршивый, никчёмный и так далее (разные герои)
  • Нередко от героев можно услышать и фразы в стиле: “я…это … пойду, погуляю, что ли…”.

Конечно, я не могу сказать, что этот мультфильм стоит запрещать смотреть детям. Даже проанализировав всё выше сказанное, можно ответить, что всё хорошо в меру и под присмотром взрослого. Ведь, даже показывая этот мультсериал своему ребенку, Вы можете все негативные стороны  обернуть в нехороший пример, которому следовать нельзя. А показать, как стоит поступать… Еще одним важным моментом является отбор серий, в которых, на Ваш взгляд, риск трансляции отрицательной информации сведен к минимуму.

 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *