Анализ мультфильма «Маша и медведь»

 

Современный мультфильм «Маша и медведь»  на сегодняшний день стал одним из любимых и незаменимых  лент для детской аудитории. По мнению многих родителей, его можно смотреть детям буквально  с пеленок…Ведь мультфильм создан специально для малышей…Забавные и милые  герои, приятное детскому взору красочное оформление, простой, и познавательный  сюжет… Смотря  данный мультфильм, всегда можно посмеяться над «милыми» проделками  Маши…Ведь  Маша – маленькая девочка, ей многое позволительно – считают зрители… «Ух, и бунтарка, – воскликнет кто-то. «Такая шустрая….»   «Какой бедный Миша».  «Хотя он большой, может   и потерпеть» – говорят некоторые из детей… Комментариев много… И все разные….Но всё ли так просто и мило на самом деле?

Российский мультфильм «Маша и медведь» студии «Анимаккорд» впервые вышел на экраны в 2009 году. Не смотря на  достаточно продолжительный период  своего существования, лента пользуется популярностью среди  широкой возрастной категории.  Почему он так популярен? Какие ценности и примеры поведения он в себе несет? И что могут перенять наши дети, смотря серию за серией? Ответы на данные вопросы мне бы хотелось раскрыть в этой  статье.

1.Знакомство с Машей

Первая серия мультисериала называется «Первая встреча». Крупным планом в кадре показан дом, где живёт главная героиня Маша. Она появляется перед нами под звуки битого стекла, или  выстрела из ружья. Распахивается тяжелая дверь, и на пороге стоит Маша в помятом жестяном ведре. Потом  с грохотом  от этого же ведра  она  спрыгивает с каждой ступеньки крыльца… Поведение далеко не пятилетней девочки…

Животные, которые до этого мирно отдыхают во дворе, не пугаясь пронёсшегося скорого поезда, в ужасе прячутся, когда видят свою хозяйку – ребёнка. Маша глядит исподлобья и спрашивает: «Вы где тут все?». «Все» в ужасе совершают невероятное: коза на задних копытах сливается с деревом, у которого только что паслась; пёс спиной вжимается в крышу своей конуры; поросёнок с головой скрывается в единственной луже. Естественно, все действия животных преувеличены сценаристом и режиссером. Но что из этой почти немой сцены должен вынести юный зритель возрастом от 3-х до 9-ти лет? Ведь именно на такую целевую аудиторию и ориентирован мультисериал.

2.Отсутствие чётких ориентиров поведения

Советские мультфильмы, к примеру, имеют четкое разграничение  добра и зла…В них мы сразу видим ,кто плохой, а кто хороший… И этому дано соответствующее определение исходя из намерений и поступков  героев .Там транслируется , что главное – быть добрым, что дело не в силе, а в воспитанности и порядочности, желании приходить на помощь друзьям и тем, кто в беде. В современных мультфильмах понятия «добро» и «зло», порой, совмещены, а красивый герой может быть и невоспитанным, и жестоким, и агрессивным. Что и показано в ленте «Маша и медведь».

3.Схожесть с русской народной сказкой?

Как уверяют создатели данного проекта, в основу сериала была положена знакомая всем с детства сказка о Маше и Медведе, «но существенно изменена и обновлена…

Но, на мой взгляд от всем известной  русской народной сказки  в мультфильм перешли лишь имена ее героев, и не более….

Ведь, в отличие от произведения, читая которое  ребёнок испытывает переживания за девочку  ( что она  заблудилась в лесу) , сериал просто  показывает  действия Маши.  Постоянно  донимать медведя –  ее основное занятие  (принёс ли медведь из лесу рояль играть в своё удовольствие, она внезапно появляется и просит научить играть, при этом она сначала в обуви ходит по клавишам (серия 19 – «Репетиция оркестра»).  Медведь хочет решить свой любимый кроссворд, Маша буквально заставляет  играть с ней в прятки (серия 13 – «Кто не спрятался, я не виноват!»). Встречает ли медведь дальнего родственника, она появляется и буквально не отходит от гостя, дерётся с ним, не давая медведю и парой слов с ним обмолвиться (серия 17- «Дальний родственник»).  Переживать за героиню (как обычно переживают за добрых героев) здесь в общем-то не за чем. А если не быть на стороне доброго героя и не учиться у него добрым поступкам, тогда для чего в мультфильме или сказке нужен этот герой?

На первый взгляд, Маша совсем и не злая  … Ведь  авторы мультфильма создали ее в прекрасном образе( милое детское личико и красочный сарафанчик).Дети интуитивно относят ее к добрым героям .Это их и притягивает к ней… Но больше, к сожалению, она агрессивна и эгоистична. Ребенок быстро соображает : сочувствовать нечему и некому, переживать тоже не за кого…Всё что остается делать- это  подражать Маше… И он остается прав…Ведь главный инструмент воспитания- это пример…И такой принцип действует не только по  отношению ко взрослым людям…Дети перенимают модели поведения везде и  ото всюду…И особенно, где им не прямо не запрещается это делать..

Русская народная сказка заканчивается возвращением находчивой внучки к бабушке с дедушкой в коробе за спиной медведя, который никак не желал отпускать домой добрую хозяйку. В современном мультсериале медведь то и дело пытается, напротив,  выставить навязчивую Машу за порог. Но, несмотря на уверенность создателей в том, что дети поймут основную идею о доброте героини: «Медведь любит разнообразие, которое Маша внесла в ее жизнь, с ней ему тяжело, а без нее скучно, весь сериал иллюстрирует обратное: Маша медведю надоедает. Такова основная сюжетная линия всех серий.

3.Медведь- пример для подражания

Глядя на безмолвного медведя в мультфильме, юный зритель, безусловно, видит больше полезной информации, поскольку действия медведя – это сплошь пример для подражания: медведь трудолюбив (копает грядки, обрабатывает свой земельный участок, держит пчёл, выращивает морковь, помидоры, ёлку в кадушке), он – мастер на все руки (мастерит парту и стулья для Машиной школы, делает себе самолёт, снегоход, чинит велосипед, коляску), медведь чистоплотен и аккуратен,  ведёт здоровый образ жизни (делает зарядку с пробежкой, отжимается, для встречи с медведицей надевает бабочку, стирает), он продолжает обучаться (медведь читает книгу о шашках «Наука побеждать»), разбирает сложные чертежи по конструированию «снегохода многоцелевого»), медведь не теряет опыт своей цирковой профессии и по Машиной просьбе всегда жонглирует даже подручными предметами

Герою медведю в сериале отведена роль робкого и терпеливого Машиного наставника. Медведь чуток, очень умён, тактичен.  Но Маша его не слушает. Маше всё равно ,что Медведь в буквальном смысле, страдает от ее проделок. Она часто доводит его до нервного срыва, мешает ему заниматься любимыми делами. Она пытается добиться своего плачем и истерикой ( например, плачет до тех пор, пока не отдадут мяч). Но не способна понять, что есть время не только для игр и на ее любимую…Что у каждого должно быть свое личное пространство и время. у Маши отсутствует воспитание .

4.Бедность круга увлечений Маши 

Она не может сама себя занять ничем кроме  “игры”…  Она ребёнок: ломает и делает, как ей как ей нравится. Она не исправляет своих ошибок! Она не видит, что она их делает – вот в чём проблема! Это в первую очередь и видят дети, наблюдая за действиями героини, – безнаказанность.

Круг увлечений Маши, а также знание ей детских игр ограничено катанием на трёхколёсном велосипеде (причём как на улице, так и в комнате), бросанием резинового мячика (причём также как на улице, так и в помещении) ловлей бабочек (в двух сериях) сачком. Она ни в одной серии не может себя занять так, чтобы это было не проблемно для окружающего её мира. Маша не рисует, не лепит, не шьёт (если она выходит на лёд, ей нужен медведь, чтобы научить её кататься, она его будит среди зимы (серия 10); если она захотела пойти в школу, значит, медведь должен сделать ей школу, а сама она при этом даже не предпринимает попыток научиться читать и считать, прежде чем требовать внешние формальные условия (серия 11), если она видит снегоход, она обязательно на него садится и катается, разбивая машину вдребезги (серия 14).

5. Отсутствие симпатии к Маше  со стороны других героев

Здесь не показана добрая положительная героиня, к которой тянутся  звери, прилетают птицы, приходит из глубин леса хозяин-медведь, потому что им весело и интересно просто быть с ней рядом, потому что она многое умеет и знает много игр. Здесь всё наоборот: животные от Маши разбегаются, медведь до того, как впасть в спячку, прячет от неё все свои награды (Маша неаккуратная, может сломать, уронить – она без спросу это делает), в довершение забивает гвоздями от неё входную дверь.

6. Что в итоге?

А ведь если бы мультфильм был поучительным, медведь, к примеру, объяснил бы любопытной девочке, что его спячка – не просто сон, а необходимое состояние пониженной жизнедеятельности, рассказал бы, что так делают все лесные медведи. Поняла бы Маша и не пришла к нему, не замечая очевидного, повторять наивно: «Миш, ты спишь?» и не стала бы многократно требовать: «Поиграй со мной!». Ведь «через сравнение себя с любимыми героями ребёнок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. Мультфильм – это эффективное средство воспитания ребёнка»

7.Что из мультфильма ребёнок должен взять за образец?

Навязчивость? Наглость? Истеричность? Чему он должен научиться: волочить зайца за горло, залезать на высокие деревья, играть с пчёлами, грубить, есть под столом бутерброды, показывать язык, пачкаться в машинном масле; отказываться от каши, которую сварили взрослые?

8. И последнее…

Включать или нет этот мультфильм своим детям, решать, безусловно вам…Но, помните, то что, кажется нам на первый взгляд безобидным и смешным, детьми впитывается моментально. И выдаётся потом  в том виде, в котором оно было на самом деле, только скрывалось под множеством масок…

Памятник героям известного мультсериала «Маша и медведь» установили в Вилейском районе, Минская область, Беларусь
Памятник героям известного мультсериала «Маша и медведь» установили в Вилейском районе, Минская область, Беларусь

Литература:

  1. Анализ современного детского мультфильма как аудиовизуального медиатекста с воспитательным потенциалом (на примере российского мультфильма «Маша и медведь») О.А. Араптанова, кандидат филологических наук, МУ «Управление образования», г. Сатка

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *