Анализ мультфильма «Барбоскины»

 

Мультсериал «Барбоскины»  основан российской  анимационной студией «Мельница» . Впервые он вышел на экраны в 2011 году. И до сегодняшнего времени не потерял свою популярность. На данный   момент вышло тринадцать сезонов сериала.

Эта  комедийная картина повествует нам о жизни многодетного семейства собак. Здесь  герои  и ходят на двух ногах, живут в квартире, носят одежду, ходят в школу или на работу, имеют все, что есть у современного человека).Т .е – это не совсем семья собак… Это человеческая семья, только представленная в образах животных. Семейство Барбоскиных  довольно большое: мама, папа, дедушка и пятеро щенят (Лиза, Роза, Гена, Дружок, Малыш).

Данный  сериал широко транслируется по российскому телевидению, в частности, на таких каналах как «Карусель», «МУЛЬТ», «Культура», «СТС-Мир», «Пятница» и др.   В настоящее время телеканал «МУЛЬТ» пользуется большой популярностью у телезрителей, является круглосуточным и действует под слоганом «Только добрые мультики!».

Если зайти на официальный сайт  телеканала «МУЛЬТ», то можно прочитать аннотацию к этому мультфильму. Вот небольшая выдержка : «…Современный папа Барбоскин все время проводит в компании ноутбука, мама мечтает о сцене, а их дети заняты решением собственных проблем.  У всех Барбоскиных – младших свой, неповторимый характер. Малышка Лиза хочет быть похожей на Жанну Киску, красавица Роза обожает модные наряды, Дружок мечтает о карьере футболиста, Малыш пользуется любовью всей семьи, а Ботаник (он же Гена), намеревается в ближайшем будущем стать нобелевским лауреатом по физике…». Изучив ее содержание, можно сделать вывод, что родители совсем не уделяют времени детям, так как постоянно заняты на работе.  Дети, в свою очередь, занимаются собственными делами, зачастую не очень полезными, а иногда даже опасными для здоровья. Все они мечтают о чем-то своем, при этом не всегда готовы встать на позицию другого члена семьи, проявляя равнодушие и эгоизм. Смысловая направленность серий состоит в том, что дети, лишенные родительского внимания, попадают в различные ситуации и пытаются самостоятельно, исходя из своего персонального опыта, решить возникающие проблемы (совместно или в одиночку).

       На что стоит обратить внимание, перед тем, как показывать данный продукт своим детям?

  1. Мультфильм представляет вниманию зрителя семью, в которой собаки (родители и дети) принадлежат к разным породам.

Если рассматривать главных героев с точки зрения уподобления человеку, то, непохожесть детей на родителей проявляется, в частности, в том, что мама – брюнетка, тогда как одна из ее дочерей имеет ярко-рыжий цвет волос, а вторая явная блондинка.

Также с первого взгляда трудно понять, собака ли это, так как мама и ее дочери очень похожи на людей, однако это не мешает утверждать, что члены семьи – разных пород, они имеют разное телосложение, черты лица и др.

Какое представление  у ребенка  сформирует этот  мультфильм о понятии « семья» ,  где ее  члены не похожи друг на друга?

  1. Герои почти никогда не меняют одежду

Замечено, что герои мультсериала практически не меняют одежду – и дома, и на улице ходят в одном и том же, за исключением отдельных серий, где переодевание персонажей определено поворотом сюжетной линии.

Постоянное ношение одной и той же одежды  вряд ли послужит хорошим примером ребенка. Или наши герои не пачкаются?

 Теперь перейдем к краткому анализу  героев.

Роза:  самая старшая из детей. На вид ей 14-16 лет. Влюблена в себя,  сильно  зациклена на своем внешнем виде. Считает себя красавицей, что подтверждают окружающие. Носит два хвостика, заколотые розовыми заколками, всегда одета в броский и яркий наряд, чаще всего, розового цвета. Носит короткую юбку в клеточку и кеды. Любит украшения и косметику (на веках заметен розовый оттенок теней). Умеет танцевать, но не умеет петь. Любит во всем быть первой, но целенаправленно ничего для этого не делает. У нее особый «ванильный» взгляд на мир, который она сформировала у себя с помощью обожаемых ею фильмов про любовь.

Какой психологический смысл несет данный персонаж для современных детей?

Наверное, эта героиня  является транслятором для подрастающего поколения искаженной гендерной идентичности, сводимой к тому, что в подростковом возрасте самое главное – это много косметики для достижения внешней привлекательности и популярности у противоположного пола. «Девушка всегда должна быть красивой, чтобы встретить свою судьбу в полном вооружении…» – уверенно заявляет Роза в 15 серии 1-го сезона («Кто красивее?»), что, собственно, подтверждает наше предположение.

Дружок:  Этому веселому щенку примерно 13-14 лет. Его интересны игры на компьютере и занятия спортом. В школе у него слабая успеваемость – одним словом двоечник и лоботряс. Не хочет стремиться к реализации своих желаний. У Дружка есть мечта-стать футболистом  как  его кумир Мухтар Аршафкин. Он постоянно на словах пытается всем доказать, какой он смелый и сильный, тогда как на деле, является трусом и слабовольным щенком, хотя твердо уверен, что любую проблему можно решить при помощи силы.

Что показывает этот герой ребенку?

Скорее всего, такой герой будет  способствовать формированию у детей предпосылок фанатизма, инфантилизма и лени. Дружку не свойственно быть ответственным. Ему проще соврать, нежели признать свою вину и собственную лень. По сути, образ Дружка ориентирует ребенка-  зрителя к достижению своей мечты любыми способами, забывая обо всем, включая учебную деятельность. Быть эгоистом и не думать ни о ком другом, кроме себя – это смысловая доминанта образа персонажа, несущая негативную информацию для юных телезрителей.

Гена: возраст около 12-13 лет. Непритязателен к своему внешнему облику, никогда не снимает свой зеленый шарф. Явно одаренный ребенок с высоким уровнем интеллекта.  Серьезный щенок, которого ничего не интересует кроме науки. Гена живет в  «собственном мире» научных исследований. Он и есть спасение от всех внешних проблем. Наделенный особой одаренностью и умом  Гена скорее похож на «маленького взрослого», о чем говорит его манера речи, стиль одежды и полноватое телосложение. Он всегда готов помочь окружающим в учебе.

Что транслирует этот герой?

Но при многих положительных качествах Гена показан нам как скучный и наивный «ботаник», которого можно легко обмануть и разыграть.(Все по сути им пользуются).

Благодаря такой ассоциации дети вряд ли захотят добиваться успехов в учебной и исследовательской деятельности, так как это может привести к насмешкам со стороны окружающих, включая сверстников.

Лиза: возраст около 9-11 лет. Самый колоритный и харизматичный персонаж среди всех героев мультсериала. Её отличает «синдромом отличницы». Лиза постоянно участвует в конкурсах и даже возвращается с победами. Мечтает обрести хорошую профессию  (балерина, музыкант, доктор, актриса, психолог).  Во всем любит порядок и обожает сладости. Обладает живописной внешностью за счет преобладания в одежде красных и оранжевых цветов и рыжих от природы волос. Сильно картавит, не выговаривает букву «р», часто ябедничает. По сути, Лиза представляется довольно ярким персонажем. Положительным моментом является то, что она пробует себя в различных видах деятельности, занимается саморазвитием и творчеством, что в норме выступает одной из психологических характеристик подросткового возраста.

Что транслирует героиня?

Положительные качества: отличница, везде хочет успеть, саморазвитие, творческая занимается саморазвитием

Негативные:  зазнайка, часто  ябедничает, демонстративно показывает себя «лучшей из всех», высокого мнения о себе.

Исходя из таких действий, можно говорить о том, что Лиза эгоцентричный ребенок, направляющий всё внимание на себя. Готова ябедничать, чтобы учителя ее считали лучшей. И чтоб тем самым повысить свою самооценку за счет других детей. Ведь Л.И.Божович, феномен ябедничества и  позиция ребенка «Я – самый-самый» и специфические формы освоения социальных норм значимы в период 5-5,5 лет, но никак в 10-11 лет.

         Малыш – самый младший в семье и ни на кого не похожий щенок с большими ушами. Посещает детский сад, хотя в большинстве серий находится дома. Малыш очень любознательный ребенок – он интересуется занятиями братьев и сестёр, задает множество вопросов, что специфично психологии ребенка пятилетнего возраста. Вместе с тем, Малыш развит не погодам, так как постоянно демонстрирует свою самостоятельность. Малыш совершает логически продуманные действия и формулирует достаточно сложные умозаключения, типично не свойственные детям дошкольного возраста.

Малыш, например, отлично читает, складывает в уме трехзначные числа (1 сезон 8 серия «Игры разума»), хотя в 10 серии 1 сезона («Спокойной ночи»), он говорит, что умеет считать только до десяти, что указывает на противоречивость информации, представляемой в мультсериале.

В ходе анализа  становится понятно, что практически всем персонажам детского возраста в мультфильме присущи довольно выраженные типажные черты, например, если отличница, то зазнайка; если веселый мальчишка, то хулиган и двоечник; если ребенок, имеющий высокие интеллектуальные способности (на сленге обывателя «умный» означает «ботаник»), то обязательно замкнутый и неуверенный в себе и т.д. Использование подобного приема, на наш взгляд, формирует у ребенка-зрителя достаточно устойчивые стереотипы восприятия  социума, которые могут оказать негативное влияние на межличностное взаимодействие с окружающими. Причем, наиболее социально – психологическую опасность такие стереотипы оказывают в подростковом возрасте, выполняя, чаще всего, реакционную функцию и деформируя общение, выступающее ведущим видом деятельности подростка.

В мультсериале культивируется праздный образ жизни, пропагандируется идеал «жизнь – вечный праздник», политика избегания трудностей и достижения целей легким путем, без труда или даже обманом (по принципу «цель оправдывает средства»). Очевидно, что толерантность взрослых к подобного качества анимационной продукции для детей ведет к «культурной инвалидности»  подрастающего поколения.

Использованная литература:

  1.  А.К.Степаненко Анимационные средства массовой культуры- эталоны подражания или средства формирования нравственной инвалидности подрастающего поколения? (на примере мультсериала “Барбоскины” )

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *